— Вы же планируете расширяться? Или это тайна?
Вовсе нет. Знаешь, мы думали открывать что-то другое, например, бар с хорошим кофе. Но потом поняли, что это гиблое дело. В баре совсем другая публика. В своё время был хороший сплит у «Кооператив Чёрный» и «Сосна и липа». Кооператив работал до 19.00, а Сосна и Липа после 19.00. Сейчас они, правда, разъехались. Были у нас мысли усилить кухню. Но решили придерживаться такой же модели, что и в кофейне на Чистопрудной. «Делай то, что у тебя получается лучше всего». Открываться будем в пределах Садового кольца. Пространства будет побольше, однозначно.
— Помещение уже есть?
Поиск ведем. Из 20 помещений 2 или 3 более-менее. Но большинство – варианты субаренды в которую мы лезть не хотим. Поиск помещения – это та ещё работа.
— Вы соседствуете с Double B, а на Покровке аж 3 кофейни – Кооператив Чёрный, Лес и Кофемания. Как выжить при такой сумасшедшей конкуренции?
Мы провели анализ по помещениям и пришли к выводу, что Чистопрудный бульвар и Покровка – это две совершенно разные локации, как бы близко они не находились. Это разные потоки, разная активность и разное время посещения. Double B, который открылся рядом с нами? Мы в хороших отношениях. Если посмотреть на наших гостей и их, то можно прийти к выводу, что это разные гости. Никто никого не отнимает у соседей. Наши гости – это те, кто полюбил именно кофе в Блэк Милк, а посетители Double B – это те, кто слышал об этом бренде и приходит, потому что хорошо знает возможности. Без конкуренции нет и прогресса.
Экспрессо, химические сиропы и партнеры в бизнесе
— Миша, ты же знаешь про тренд на отсутствие корицы/сахара в кофейнях. Стараются привить вкус нашим гражданам. Снобизм это или нужная вещь?
Двоякая история. Мы со своей стороны делаем всё, чтобы гость получил качество в первозданном виде – подбираем обжарщика, зерно, воду и молоко. Конечно, нам хочется, чтобы гость пробовал кофе таким, каким мы его сварили. Но, если смотреть со стороны гостя, то он привык к тому, чтобы пить с молоком и сахаром. Мы не в праве отказать. Мы всегда предлагаем попробовать без сахара и многие соглашаются. Пробуют и говорят: «Очень круто». Ненасильственное приобщение к кофейной культуре – это наш путь.
— А что с химическими сиропами? Я вижу у вас они есть в кофейне.
Ты прав, сначала мы без них варили. Но был спрос, и мы понимали, что это нужно. У нас их не так много и, как я уже сказал, мы за возможность выбора для гостя. Сюда же отнесу наличие у нас сои и низколактозного молока.
— Мы говорим о росте кофейной культуры, но люди продолжают говорить: «Мне одно экспрессо». Тебя, как бариста, это коробит? Поправляешь ли гостей?
Толерантно (улыбается). Иногда поправляем, если человек не с нахмуренными бровями. Иногда даже шутим с гостями. Меня не задевает неправильное произношение. Представь, что я пришел в автосервис, что-то неправильно сказал, а меня поправили. Неприятно будет.
— Ты за сеть кофеен или за индивидуальные проекты?
Я за отдельные кофейни, потому что в такие проекты вкладывают сердце и душу. Сеть же штампует кофейни одна за одной, зачастую с одинаковым дизайном и меню. Теряется лицо. Но тут включается бренд. Многие посещают Кофеманию, потому что это уровень. Это статус. Для людей это всё ещё важно.
— Сейчас «Рокет банк» продвигает тему «Крафт-Рокет» — партнерство с 10-15 компаниями из разных сфер. Приходишь с картой Рокета, а тебе скидка 10%. У кофеен это – West 4. Имеете с кем-нибудь партнерство?
Я сторонник меняться гостями с площадками из разных сфер. Пример: рядом с нами открывается Chop-Chop (барбершоп) и мы обмениваемся листовками. Гости от нас узнают о них и наоборот. Пытаемся с андерграунд магазинами одежды «запартнериться». А что-то более массовое? Это дорого. Уже давно никто не устраивает бартеры.
— В привлечение гостей наметился новый тренд: Кофейни стараются приглашать гостей всевозможными мастер-классами и мероприятиями (музыканты, рисование картин, литературные встречи).
Да, это отличная идея. Наша кофейня не располагает местом и удобством. Люди сами выходят на нас, просят устроить мини-концерт. Или мастер класс по рисованию. Но увы. Приходится отказываться.
О социальных сетях, альтернативе и преданности общему делу
— Вы ведете соц сети. Довольно активно. Реагируешь на комментарии пользователей?
Сейчас социальными сетями занимается один из наших бариста – Валентин. Выкладывает посты, контролирует подписки и наличие «живой аудитории». Ты же понимаешь, что все сейчас живут в соц.сетях. Поэтому важно сразу отвечать гостям как можно скорее.
— Что у вас с Facebook?
Я понимаю, что через Facebook транслируется вся основная информация в нашем кофейном сообществе. Уже потом она частично попадает в Инстаграм и Вконтакте. Для нас это пока не совсем понятная платформа, поэтому мы основной упор делаем на Инстаграм. За комментариями следим. Приятно, что наши фотографии расходятся в социальных сетях пивоварен, чья продукция у нас представлена.