О первых шагах, симбиозе с парикмахерской и кредитах на бизнес.
Скажи, пожалуйста, зачем тебе кофейня и кофейных бизнес?
— Что бы было не скучно в жизни (смеется)
И всё же, как ты решилась на эту авантюру?
— Захотелось разнообразия. На самом деле, я не из кофейного мира пришла в этот бизнес. Я и друг мой Костя, с которым мы открыли кофейню, до этого работали в офисе. На стадии обсуждения было много проектов, в том числе мы обсуждали франшизу одежды, Магнолию Бейкери (её продали, и мы не успели), и многое другое. Постепенно пришли к желанию открыть specialty кофейню. Хотя рассматривали и варианты «кофе с автомобиля», кофейня в бизнес-центре, но в один момент поняли – будем делать уютную кофейню, по образу тех, что мы видели в Нью-Йорке.
Ты до этого пересекалась с кофе в качестве гостя?
— По кофейням с дегустациями эспрессо я не ходила. В бизнес-центре, где я работала, была кофейня. Там и покупала кофе.
Сколько сейчас у тебя кофеен?
— Одна. На Остоженке.
В 2015 вы делали совместный проект с парикмахерской Chop-Chop, но что-то пошло не так и ваше место заняла кофейня «Камера Обскура». Что случилось?
— Я не могу сказать, что мы расстроились из-за этого. Место то весьма специфическое. Знаешь, у нас в стране не готовы ходить еще в парикмахерскую за кофе. А может ребята из «Камеры Обскура» оказались ближе по духу учредителям Chop-Chop.
А для чего тогда вы запускались там? Кто выигрывал от этого «симбиоза», вы или Chop-Chop?
— Думаю, что ни мы ни они. Убери кофейню оттуда и ничего не изменится. Это было предложение от Chop-Chop, с нашей стороны инициативы не было.
Условия были выгодные?
— Нормальные.
Тогда же в 2015 году в The Village вышла заметка, о том, что вы открываете вторую кофейню. Но не раскрываете подробностей. Это правда?
— Мне кажется, что это была заметка о Chop-Chop.
Нет, речь шла о второй кофейне.
— У нас был проект с коворкингом на Страстном, но мы точно не писали о нём в The Village. Я не знаю ничего об этом. Скинь мне почитать статью, даже интересно стало.
Договорились. Но вернёмся к WEST 4 на Остоженке. Почему именно там? Это же самый центр, «топ», как сейчас принято говорить.
— Да мы особо и не выбирали. До Остоженки мы просмотрели два, ну максимум три места, а потом пришли сюда и поняли, что место нам подходит по духу и цена приемлемая. Большой туристический трафик, много иностранцев. Во- вторых, сосредоточение музеев, центр оперного пения. А мы тяготеем к искусству и музыке.
Во сколько вам обошлось место?
— Ты про аренду?
В том числе.
— Вот как раз, про аренду я тебе не скажу. Коммерческая тайна.
Окей, но хотя бы скажи аренда у вас в долларах или рублях. Это такой актуальный в 2017 году вопрос.
— Была в долларах, стала в рублях.
Вам удалось поменять её во время кризиса?
— Да, арендодатель нам пошел на встречу.
С арендой мы выяснили, а сколько денег вы вложили в открытие кофейни?
— Про открытие кофейни – это известная цифра 3,5-4 млн. рублей.
Деньги вы брали в кредит?
— Часть взяли в кредит. Часть вложили своих.
Кредит выплатили?
— Конечно.
Тяжело было пережить кризис?
— Тяжело в плане аренды. Маржинальность бизнеса скатилась в тот момент. Курс рос катастрофически быстро, и, несмотря на то, что нам удалось зафиксировать сумму в рублях, аренда подорожала на 50%. Да и зерно напрямую привязано к курсу. Конечно, это было не просто. Но мы вышли на хороший уровень выручки и смогли её поддержать на этом уровне. Если бы речь шла о ресторане, то гость еще бы подумал идти ему или не идти, а выпить кофе всё равно хочется.
К слову о маржинальности бизнеса. Какой процент считается успехом?
— 20-25%. 20% это хорошо, а 25% это очень хороший результат.
Вы его достигаете?
— Да, стараемся ниже 20% не опускаться. В общепите маржа не большая, увы.
О конкуренции, маркетинге и здоровых отношениях с партнерами в бизнесе
Кто ваши основные конкуренты на кофейном рынке Москвы? Что ты думаешь о конкуренции, как о явление в целом?
— Отличный вопрос, у меня есть на этот счёт даже живые примеры. Когда за углом, сверкая окнами, открылся «Хлеб насущный», мы очень расстроились. Мы не хотели их там видеть (смеется). Я не буду говорить избитых фраз о том, что мы порадовались тому, что появился конкурент и мы сейчас всем покажем, чего мы стоим. В этот момент пришло понимание, что главное — делать свое дело увлеченно. Кто-то открывает бургерные, другие – кофейни или рестораны полного цикла. Но Москва большая, места всем хватит.
У тебя упал трафик после появления «Хлеба насущного»?
— Сначала да. В первый месяц мы потеряли 25% выручки. Потом восстановилось всё.
Естественным путем? Или ты предпринимала какие-то шаги?
— Чуть больше внимания уделили рекламе. Раздавали листовки, устраивали акции. Обновили меню. Как показало время, всё это дало нужный результат.
У тебя отдельная строка расходов на рекламу?
— Конечно. Не скажу, что мы тратим бешеные деньги.
Чем пользуешься? Какие основные каналы рекламные?
— Соц. Сети, музыкальные мероприятия.
Вы платите музыкантам?
— Немного платим.
Они сами выходят на вас с предложениями или вы ищете их?
— Никого сейчас не ищем. Мы скорее выбираем. Они к нам приходят с предложениями.